Полнолуние, 16 лунный день
ГОРОСКОП НА

Руна Уруз по Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера

Руна Уруз по Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера
Англосаксонская рунная песнь указывает, что прообразом этой руны служил древний бык или тур (бизон), вымерший в Европе (в Мазовии) к 1637 году. Песнь упоминает о его привычке жить в грязи ("болот не боящийся"). В нордических рунных песнях говорится также о дожде и мокрой земле, которая по-древненордически называется "aurr", т.е. влага (ср. "aurvangr", мокрое поле). В Эдде Один называет эту руну целебной.

Что общего между этими на первый взгляд совершенно различными понятиями? Каждая рунная песнь освещает лишь какой-то один из аспектов широкого круга значений руны. В первую очередь это, конечно, сила земли: палеокорова, обитающая в болотах, - священное животное богини земли Фригги, и сама Фригга живет во дворце под названием Фенсалир ("Палаты Топи" или "Палаты Болота"). Воспоминание о палеокорове тесно связано с первым проявлением материнской силы (богини земли), первокоровой Аудумблой (богатая влагой, безрогая) в мифе о сотворении мира, поэтому не удивительно, что почитание коровы как священного животного богини земли было распространено очень широко. Тацит, к примеру, описывает культ богини земли и моря Нерты (Херты) с ее везомой коровами колесницей ("Германия", гл. 40). Позже образ Нерты разделился на Ньёрда (море) и Ерду (землю). В главе 5 Тацит пишет даже о безрогих коровах у германцев. Следы коровьего облика сохраняются и у греческой Геры ("волоокая"), и у Изиды, а египетская Хатхор вообще изображается с головой коровы.

В майские празднества с глубокой древности было принято приносить в жертву богине земли корову (Троицына корова) или тельца (Троицын бычок), при этом корова, естественно, символизирует питающее женское начало, а телец - оплодотворяющее мужское.

Итак, с этой руной, следующей за руной Одина-Водана, связана богиня земли, супруга Одина Фригга, откуда сразу становится понятен смысл других рунных песен, в которых о палеокорове нет ни слова, потому что этот вид парнокопытных к тому времени на севере уже успел вымереть. Вместо этого в них говорится о рже, мокрой земле или просто болоте, то есть практически все то же, что относится к англосаксонской руне "еоr". Самое любопытное, что современная медицина тоже признает целебность "мокрой земли", ила и грязи. Поэтому Один в своей рунной песни вполне правомерно называет эту руну целебной; да и богиню земли Фриггу тоже недаром почитали как целительницу, о чем свидетельствует стих из Эдды (Плач Оддрун, 9), где Боргню благодарит Оддрун за принятие у нее родов:

9 "Пусть тебе Фригг и Фрейя помогут, и боги другие, блага дающие, как ты отвела от меня погибель".
О том, что к земле (Ерде) обращались и за исцелением, свидетельствует Хавамаль, стих. В Норвежской рунной песни еще говорится об олене; оленей жертвовали земле в каменном веке (ср. археологические находки в Штелльморе под Аренсбургом); в искусстве позднейшего времени тоже часто фигурирует олень (олениха) с золотыми рогами, хотя никаких оленей к тому времени там давно уже не водилось.

Руна Уруз по Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера


Из индогерманских слов к руне "uruz" относятся: "*ura" (земля), ср. совр. нем "irden" (земляной, глиняный) и "irdisch" (земной), а также "*ugh" (вовне, наружу). Немецкое "Auerochse" (бизон) тоже восходит к этому корню: он означает "влажность, увлажняющий, осеменяющий", - олицетворение связи между образом тельца и оплодотворением. Первоначально знак этой руны изображал корову или стилизованные бычьи рога (как и латинское "А"). Однако мне в нем видится скорее образ врат смерти или подземного царства, пещеры, ведущей в глубины земли или в обиталище богини земли (см. рис.). В уже упоминавшейся эддической Песни о Гудрун эта руна характеризуется как "зев врат" (innleið dýra), что можно перевести, и как "звериная пасть"; и в самом деле, в младшем футарке эта руна - единственная, которая посвящена животному, поэтому указание на "зев" или "пасть" как на вход внутрь земли здесь вполне уместно.

В Эдде эти врата смерти, отделяющие живых от мертвых, упоминаются неоднократно, ср. напр. в Поездке Скирнира:
35 Хримгимнир турс за решетку смерти посадит тебя...
...или в Grogaldr, 1:
Проснись, Гpoa, проснись же, жена, пред воротами смерти.
Хримгимнир означает "Увенчанный Плодами"; Гроа - "Зеленеющая", имя богини земли. Она дает рост всякой жизни, и в ее царство прибывают все умершие. Таким образом, "врата смерти" олицетворяют дверь в иной мир. В сказках, таких, как "Госпожа Метелица", где под именем главной волшебницы скрывается богиня Фригга или Хлодюн (Ёрд, мать Тора), она же Хлудана, под конец всегда появляются врата, через которые добрая или злая девочка возвращается в мир живых. По заслугам своим они получают в дорогу подарок в виде золота или головешек (в качестве "головешек" могут выступать и разнообразные несчастья), определяющий карму их нового воплощения.

Взаимосвязь этой руны с землей и подземным царством заставляет нас вспомнить о боге тьмы Хёнире (Ноðr, Hotherus), называемого в Младшей Эдде (Язык поэзии, 15) "Царем Влаги" (aurkonungr). Если записать это имя, "Hoþer", старыми рунами, то получится "haþeR", что почти однозначно соответствует имени древнегреческого бога подземного царства: "Гадес".

Руна Урус очень древняя, ее изображение найдено на античной урне из Бернике (VII-VI в. до н.э.). В кельтской огамике эта руна нередко символизирует вереск.

Аллитерационные понятия: Ur, Urrind, Urkuh, Auerochse, Unterwelt, Untergrund, Ursprung, Urstand, Urkraft, Ursache, Unser, UrAr (Nome), irden, irdisch, Eingang.
Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Berkana по Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера

Руна Berkana по Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера..

Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера В большинстве германских языков эта руна обозначает березу, и только англосаксы отождествили ее с тополем. Прежде всего, Беркана – это руна богини. Пиктографически она напоминает женские груди. Теснее всего Беркана связана с богиней Берхтой – покровительницей матерей и детей, обитающей в подземном мире. В ее прекрасный сад попадают дети, умершие во младенчестве. У Берхты немало общего с Фригг, и не исключено, что обе они – две ипостаси одной богини. Руна Беркана символизирует беременность и роды. Перто похожа на разомкнутую Беркану: то, что в области Берканы остается потенциальной возможностью, в области Перто воплощается в жизнь. Следовательно, Фригг – богиня руны Перто, – покровительствует также и Беркане. И Фригг, и Беркане ассоциируются со скрытностью и защищенностью. Кроме того, Фригг, как и Берхта, почиталась как защитница детей. Но Берхта, в отличие от Фригг, не дарует жизнь – она лишь заботится о детях, покинутых на произвол судьбы. В этом качестве она близка Хольде....

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Хагалаз по Сергей Батюшков.

Руна Хагалаз по Сергей Батюшков...

Амулетные значения Неконтролируемая энергия, разрушение. Отбор силы и её ограничение. Форма семени. Руна перерождения и эволюции. Но эволюции медленной и верной, заключённой в фиксированные рамки. Падая, град ломает побеги и уничтожает посевы. Но при потеплении град превращается в животворящую воду. Она питает новые побеги, и, таким образом, помогает им быстрее и мощнее вырасти. Характер фиксации Хагалац способствует безопасности развития и перерождения. Энергия этой руны предотвращает проникновение негативных энергий в зону своего, а, заодно, и вашего пространства. Руна выстраивает хорошую защиту, разрушающую активное нападение. Прекрасное средство для наказания виновника, сующего вам палки в колёса. Особенно в сочетании с рунами Исса или Ингуз. Одна из немногих рун, которую для разрушающих воздействий не надо переворачивать. Хотя и можно. Использование: Разрушающая нападение защита. При необходимости - удача, но долгий и тернистый путь к ней. Содействие получению хорошего результата, но в строгих рамках. Наказание обидчика. ......

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Ansuz по Кеннет Медоуз. Магия рун

Руна Ansuz по Кеннет Медоуз. Магия рун..

Кеннет Медоуз. Магия рун АСС означает "бог" или "уста" — тот, кто говорит и дает бытие. Божественное Слово породило бытие всех вещей из бесформенности Хаоса. Таким образом, АСС является силой высвобождения Дыхания Жизни, самовыражения творческого Духа. АСС воплощает в себе энергию мысли и вдохновения, функции глубочайших уровней Разума, где раскрывается подсознательное. Рунические шаманы часто носили свои шапки вывернутыми наизнанку, выражая принцип, заключенный в А-руне. Сила этой руны высвобождает заблокированную энергию, необходимую для реализации перемен. Она открывает каналы самовыражения, способствует развитию творчества. АСС служит выражением способности Великого Духа находиться одновременно внутри и вовне Творения, скрываться во множестве проявлений материального мира. Живые существа рассматриваются как "мысли" Великого Духа, выраженные в осязаемой форме и получившие дар осознания от Дыхания Жизни....

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Fehu по С.Батюшков. Руническая амулетная практика

Руна Fehu по С.Батюшков. Руническая амулетная практика..

Амулетные значения Скот, богатство, динамическая сила. Первичный неконтролируемый огонь. Энергия большого взрыва и молния в диких местах. Сила зарождения на её основном уровне. Энергия Феху необузданна и очень полезна для магии, включающей быстрые и радикальные изменения. Использование: * Ускорение перехода в новую стадию. Рекомендую использовать после главных тематических рун в рунескриптах. * Рост богатства, денег и здоровья. * Защита ценностей. * Передающая руна. Используется для передачи энергии личной или рунической в созидающие сферы....

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Наутиз по Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера

Руна Наутиз по Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера..

Традиционное значение: нужда. Наутиз – вторая из трех рун, связанных с норнами. Она соотносится со Скульд – повелительницей будущего. Принятая в футарке последовательность трех этих рун – Хагалаз, Наутиз и Иса – не соответствует обычной последовательности, в которой перечисляются норны, – Урд, Верданди и Скульд: вторая руна второго этта связана с третьей норной – Скульд. Слово Skuld родственно бытующему в голландском и немецком языках слову Schuld – "долг, задолженность". В традиционных скандинавских представлениях оно может обозначать виру – wergild. Wer на древнегерманском означает "человек", а gild – "деньги" и "вина"; таким образом wer-gild = "человек-вина". В совокупности эти ассоциации образуют скандинавский аналог привычного нам представления о карме. Они отражены в мифе о войне между асами и ванами, вспыхнувшей из-за того, что Один отказался выплатить ванам виру за убийство Гулльвейг. Действия, совершенные в прошлом (Хагалаз), породили обстоятельства, предопределившие будущее (Наутиз = нужда). (В голландском языке война обозначается словом oorlog, а схожее с ним слово orlog в древнескандинавском означает "судьба"). ......

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Dagaz по Геза фон Неменьи

Руна Dagaz по Геза фон Неменьи..

Порядок двух последних рун в Англосаксонской рунной песни изменен. Там за руной Ингвас следует руна Отала, а потом уже Дагас; впрочем, и другой порядок рун в надписях старшим футарком тоже встречается. Поскольку звук "d" в скандинавских языках передается как "t" или "þ" (нем. "Ding", к примеру, превращается на севере в "þing", "Donar" именуется "þоrr" и т.д.), то со временем необходимость в этой руне отпала, и в младшем футарке ее нет. У этой руны имя тоже божественное: это Даг, бог дня как светлого времени суток. В Видении Гюльви, 10, читаем: "Их (Нaтты и Деллинга) сын Даг был красив и светел в отца. Тогда взял Альфод (Один) Нотту (Ночь) и ее сына Дага, дал им двух коней и две колесницы и отправил на небо, чтобы они на них каждые двенадцать часов объезжали вокруг земли, Нотта едет впереди, управляя конем по имени Хримфакси ("Инеегривый"), и каждым утром он увлажняет землю пеной со своих зубов. Коня, которым управляет Даг, зовут Скинфакси ("Яркогривый"), и грива его освещает воздух и землю". ......

Комментарии (2)