Убывающая луна, 18 лунный день
ГОРОСКОП НА

Руна Dagaz по Геза фон Неменьи

Руна Dagaz по Геза фон Неменьи

Порядок двух последних рун в Англосаксонской рунной песни изменен. Там за руной Ингвас следует руна Отала, а потом уже Дагас; впрочем, и другой порядок рун в надписях старшим футарком тоже встречается. 
Поскольку звук "d" в скандинавских языках передается как "t" или "þ" (нем. "Ding", к примеру, превращается на севере в "þing", "Donar" именуется "þоrr" и т.д.), то со временем необходимость в этой руне отпала, и в младшем футарке ее нет. 
У этой руны имя тоже божественное: это Даг, бог дня как светлого времени суток. В Видении Гюльви, 10, читаем:
"Их (Нотты и Деллинга) сын Даг был красив и светел в отца. Тогда взял Альфод (Один) Нотту (Ночь) и ее сына Дага, дал им двух коней и две колесницы и отправил на небо, чтобы они на них каждые двенадцать часов объезжали вокруг земли, Нотта едет впереди, управляя конем по имени Хримфакси ("Инеегривый"), и каждым утром он увлажняет землю пеной со своих зубов. Коня, которым управляет Даг, зовут Скинфакси ("Яркогривый"), и грива его освещает воздух и землю".
Молитва обращена, помимо прочего, к богу Лагу и его сыновьям. Эддические песни Grogaldr и Fiolsvinnzmal содержат миф о том, как бог Даг попадает к спящей богине весны и земли Менглёд ("Радующаяся Ожерелью" = Фрейя). Здесь он носит имя Свипдаг ("День в Поту", "День, Наступивший Внезапно") и является сыном Сольбьярта ("Солнечный Свет") и Грои ("Процветающая", "Зеленеющая"), то есть солнечНОГО бога и земли. У Саксона Грамматика упоминается нордический король Свибдагер - в связи с некоей женщиной по имени Гроа, мужа которой он убивает, Имя мужа - Аурвандиль (Орендель, Эарендель, Хорвендиллус). В Младшей Эдде (Пролог 4) Свипдаг встречается в перечне потомков Одина; там его зовут "Свебдег". А в мифических родословиях королей англов он фигурирует под именем "Свепдег" (Swrofdttg, "День Свевов": англы принадлежали к семи племенам союза свевов). 
Дополнительные сведения о Даге дает нам мифология вендов. Они почитали его под именем "Dabog Svaixtix". Еще его называют Даждьбог, Дашбог и Дачбог. "Bog" - это бог (санскр.: "*bhaga" - счастье, имение, богатство), "dac" - "день". В одном древнем византийском тексте указывается, что прозвище Дачбога "Свячич" означает то же, что греческое "Гефест" (= "Несущий свет"). Но, поскольку Дачбога называли еще Белбогом, Белбог же практически тождествен Бальдру (индогерм. "*bhel" = "белый"), то получается, что Даг и Свипдаг - лишь еще одно имя бога света и солнца Бальдра. Бальдр и слепой Хёд, свет и тьма, сватаются к богине Нанне (богине утренней и вечерней зари). Нанна соответствует шумерийской Инанне, Венере. В другой версии того же мифа Свипгард (свет) и Одр (тьма) сватаются к Менглёд (Фрейе, утренней и вечерней заре, весне). Таким образом, богини Нанна и Фрейя первоначально тоже были тождественны, как Хёд и Одр, как Бальдр и Свипдаг. 
Значит, руна Дагас - это руна Бальдра, знак света, особенно дневного света, солнца, великого небесного огня. Имя руны, Дагас, восходит к индогерманскому корню "*dhegh(o) ", означающему "пламя, пожар, жаркое время", то есть "время, когда солнце палит"; индогерм. "*dheguhos" - это огонь. 
 
Прообразом руны послужило изображение креста-колеса, известное по многим находкам и наскальным рисункам. На руническом камне из Сноделева (рис. 13) оно врезано в поверхность. Рис. 33 показывает крест-колесо эпохи бронзы из Танума, Швеция. Справа - фрагмент бронзовой статуэтки из Фрейхофа, Норвегия, 900-400 гг. до н.э. (по Арнтцу, ок. 220 г. н.э.). Левая из трех рун - это руна Дагас в своей угловатой форме (с горизонтальными линиями, которые позже, при вырезывании на дереве, выпали), рядом - Анзус и очень древняя форма руны Лагус, которую, впрочем, истолковывают и как Ингвас. Колесо-крест как праформа руны имеется и на плите № 6 из захоронения Кивик. 

Руна Dagaz по Геза фон Неменьи
Рис. 33. Слева: наскальный рисунок из Швеции; справа: бронзовая статуэтка из Норвегии (фрагмент)

Руна означает "огонь, жар", а также лето, пыл, пламя, небесный огонь бога Бальдра, свет вообще, утреннюю зарю, день как светлое время суток и как срок, надежду, новое начинание. 
Кельты почитали толстобрюхого бога по имени Дагда, сына Богами Дану (Аны, Даны, Дианы), всеобщего прародителя и бога знания Играя на арфе, Дагда поочередно вызывает все четыре времени года, и именно времена года обозначены концами креста; это - даты солнцестояний и равноденствий. На шведских наскальных рисунках иногда тоже встречается толстобрюхое существо (Дагда!), на брюхе которого как раз и изображено колесо-крест. 
Аллитерационные понятия: Dagr, Dacbog, Dagda, Tag, Dammerung, Dellingr, Tageslicht.
Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Algiz по Геза фон Неменьи

Руна Algiz по Геза фон Неменьи..

Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера Эта руна тоже имеется только в старшем футарке. В футорхе она представлена лишь как производная от руны "yr". Принадлежавшее ей древнее звучание "z" (собственно, звонкое "з") перешло к руне "s", а сам древний звук "z" трансформировался в особый конечный "R" (в транскрипции обозначаемый заглавным R). Таким образом, руна "z" перешла сначала в "R", а в младшем футарке - в руну Юр. В англосаксонском ареале эту руну использовали и для обозначения звука "х" (кс). Имя руны, Альгис, означает "лоси"; судя по форме слова, это множественное число. Лось, как известно, это один из видов оленя (cervus alcit); поэтому она обозначает и оленя. Впрочем, в Англосаксонской рунной песни упоминается не лось, а "лосиная трава" (осока, тростник, камыш); к 800 году лоси в Англии, по-видимому, вымерли окончательно. Лосиная трава по форме похожа на геральдическую лилию, отсюда и форма значка руны. На рис. 24 показан возможный прообраз руны, изображение оленя на одном наскальном рисунке в Альпах (Чимберго, Валь Камоника), справа - рисунок из Швеции, обнаруженный возле Рюланда, округ Танум, эпоха бронзы (или старше). Древняя руна Перто также изображена здесь в виде повозки, а рядом с ней - боги-близнецы Видар и Вали; значок руны тоже напоминает о них» Хельмут Арнтц считал эту руну изображением поднятых рук, означающих "оборону". Рис 24. Слева: наскальный рисунок в Альпах; справа: рисунок из Швеции. Олень или лось - солнечный символ, и в этом значении он упоминается в Песни о Соль, 55: 55 Солнечного оленя я видел, с юга идущего, За узду вели его двое; Копыта его упирались в поле, Рога - в небеса. "Двое" - это боги-близнецы, "Альки" (= Защитники), о культе которых сообщает Тацит в "Германии": "У Наганарвалов показывается роща, имеющая древнее религиозное значение. Ею заведует жрец в женском одеянии, но о богах говорят, что они, по римскому толкованию, означают Кастора и Поллука. Такова сущность этих божеств; называются же они Альки. Никаких идолов, никакого следа иностранного культа, но почитаются они однако как братья, как юноши". Имена "Альгис" и "Альки" (Защитники) в языковом плане тождественны; их называют также Диоскурами (сыновьями Зевса), Речь здесь идет о богах Видаре и Вали, которые будут жить и действовать после Сумерек богов. Они отомстят за смерть Бальдра и Одина, почему их и считают новыми воплощениями обоих. В праздник Середины зимы их почитают как обновителей священного огня, который потом все участники праздника разносят по своим домам. При этом двое братьев или юношей с теми же именами добывают культовый огонь вращением палочки. У вендов этих богов-близнецов называют также "Хольсы" (Ноlcz, Holczy, Altschis, Alzes) - именем, также производным от "Альков". Там их считают покровителями семейного очага, и их...

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Уруз по Сергей Батюшков

Руна Уруз по Сергей Батюшков..

Амулетные значения Зубр, жизненная сила, мать земля. Руна изменений. Формирующая сила, сила вызывающая проявления. Используется для толчка медленным обстоятельствам. Руна жизненной энергии и физической силы. Полезна при лечении, когда пациент слаб и нуждается в дополнительном приливе энергии. Использование: Притягивание в жизнь новых ситуаций. Создание ситуаций исключительно силой воли. Лечение и поддержание физического здоровья. Одна из мощнейших рун. Надо быть очень аккуратным при медитации и при психоэнергетическом использовании. Жуткая и необузданная сила. Не рекомендую применять в знаках для духовного развития. ......

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Тейваз (Teiwaz) по Антон Платов. Практический курс рунического искусства

Руна Тейваз (Teiwaz) по Антон Платов. Практический..

Руна Воина. Посвящена Тюру (Тиву) - богу войны. Предания рассказывают об одном деянии этого аса, замечательно характеризующем и его самого, и его руну. Однажды богам удалось поймать Фенрира, Мирового Волка - причину грядущего Рагнарока (Конца мира). Дабы сдержать разрушающую силу Волка, необходимо было наложить на него специально для того сделанные крепчайшие путы. Но Волк, разумеется, не давался, и тогда Тюр положил ему в пасть свою руку в залог того, что путы будут сняты. И когда Волк был закован, он откусил руку Тюра - но победа над Хаосом была достигнута. Многие называют руну Тейваз руной Воина Духа. Мантические значения Воин. Прямое положение Все, что сейчас происходит (или будет происходить - если вы спрашиваете о будущем), имеет для вас особое значение. Знак свидетельствует об активном периоде жизни - возможны какие-то приключения, сильные эмоции, важные события....

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Ansuz по Геза фон Неменьи

Руна Ansuz по Геза фон Неменьи..

Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера Прообразом руны Анзус, вероятно, опять послужила птица, хотя и летящая в обратном направлении, чем та, что связана с руной Феу (см. рис.). Ибо это уже не ворон Одина, а птица души, вылетающая из уст умирающего при последнем вздохе. Птица души часто описывается как белый голубь или бабочка; именно образ изменяющейся бабочки, которая сначала живет гусеницей и не может летать, а потом, после своеобразного смертного сна (стадия куколки), становится парящим в весеннем воздухе мотыльком, символизирует развитие души любого существа. О душе в смертный час, обозначаемой как "звезда надежды", говорится в эддической Песни о Соль, 46: 46 Надежды звезда из тела ушла В час возрождения. Ввысь вознеслась, нигде не садясь, Чтобы стать руной....

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Berkana по Геза фон Неменьи

Руна Berkana по Геза фон Неменьи..

Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера Эта руна вполне однозначно соответствует в песнях березовой ветви или самой березе. Само слово происходит от индогерманского "*bher(a)g" - "сверкать, светить(ся)" и "*bharg(as)" - "сияние, блеск" (готск. "bairt-s" - "блестеть, светить"). Имеется древнее родство с индогерманскими корнями, означающими "гору" (индо-герм. "*bheregh" - "высокий, возвышенный", тж. "крепость" как укрепление на горе) и "рождать" (индогерм. "*bher(e)" - "подниматься, шевелиться, двигаться", позднее: "носить, приносить, извлекать, доставать, производить, рожать"). В какой мере наши предки соотносили с руной все эти понятия, сказать трудно....

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Berkana по Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера

Руна Berkana по Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера..

Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера В большинстве германских языков эта руна обозначает березу, и только англосаксы отождествили ее с тополем. Прежде всего, Беркана – это руна богини. Пиктографически она напоминает женские груди. Теснее всего Беркана связана с богиней Берхтой – покровительницей матерей и детей, обитающей в подземном мире. В ее прекрасный сад попадают дети, умершие во младенчестве. У Берхты немало общего с Фригг, и не исключено, что обе они – две ипостаси одной богини. Руна Беркана символизирует беременность и роды. Перто похожа на разомкнутую Беркану: то, что в области Берканы остается потенциальной возможностью, в области Перто воплощается в жизнь. Следовательно, Фригг – богиня руны Перто, – покровительствует также и Беркане. И Фригг, и Беркане ассоциируются со скрытностью и защищенностью. Кроме того, Фригг, как и Берхта, почиталась как защитница детей. Но Берхта, в отличие от Фригг, не дарует жизнь – она лишь заботится о детях, покинутых на произвол судьбы. В этом качестве она близка Хольде....

Комментарии (0)