Растущая луна, 8 лунный день
ГОРОСКОП НА

Руна Тейваз (Tivaz) по Геза фон Неменьи

Руна Тейваз (Tivaz) по Геза фон Неменьи
Руна Тивас - это руна древнего верховного бога, позже бога войны Тюра (Тиуса, Зиу). Так же, как у различных германских племен было по два вождя, один - для военных походов вне страны, другой - для управления самой страной (например, Хенгист и Хорса у сак-сов), так и в германской мифологии в определенных сферах, например, в кругу богов (см. гл. 10), тоже существовал феномен двух королей, Одина и Тюра. Первоначально Тюр был богом небес. Когда он потерял правую руку, необходимую для клятвы, то больше не мог быть верховным богом; его место занял Один. Так, по крайней мере, считают мифологи, опираясь на кельтский миф о боге-меченосце Нуаду, одном из высших ирландских богов из Племени богини Дану. Правитель Тары, король королей, он участвовал в битве при Маг Туред, где ему отрубили правую руку. По этой причине ему пришлось сложить с себя высокий сан и передать его Брессу. Ибо управлять Ирландией мог лишь король, здоровый телом и духом.

Имя руны происходит от индогерманского "*deiwoz" - "сияние, блеск, почести" и связано с именем индийского бога небес: "Дьяус", родственным греческим "Зевс" и "Theos", латинским "Deus" и (Z)iu-Pitar" (= Jupiter). У немцев этот бог назывался Tius, Tiu, Ziu, Teus, Teut(ates), откуда пошло название "Deutschland" и понятие "Diot" - "народ". В Скандинавии, где Германию называют "Tyskland", этого бога зовут "Туr". Древненордическое "tivar" также означает "боги"; родственным ему являются такие понятия, как Дисы ("духи", древненордич. disir) или дэвы.

В Исландской рунной песни Тюр назван "стражем храмов, потому что он повелевает тингом. На посвященном ему алтаре, сохранившемся у стены Адриана неподалеку от Хьюзстедса, в Англии, и покроенного, по всей вероятности, фризскими легионерами римского войска ок. 150 г. н.э., имеется надпись: "DEO MARTI THINGSO ЕТ DVABUS ALAISIAGIS ВЕDЕ ET FIMMLENE ET N(VMINI) AVC(VSTI) GERM(ANI) CIVES TVIHANTI V.S.L.M." - "Марсу Тинга и обоим Алайсиагиям (др.-греч. "Всеславным"), Бэду (от др.-фризс. bodþing, "земельный тинг") и Фиммилю (от др.-фризс. fimelþing, "выездной тинг")... и т.д.

Бог войны назван здесь богом тинга, и от его имени или, если хотите, от слова "тинг" происходит название дня недели - "вторник", нем. Dienstag, ср.-н.-нем. dingesdach, ср.-н.-нидерл. Dingsdach то есть "день тинга".

Гельмольд Босауский в своей "Хронике" описывает функции, возлагаемые на Тюра при вынесении божественных приговоров. Каждый вторник (!) вся община во главе с королем и жрецом собирается в священной роще, чтобы вершить суд. Для вынесения божественного приговора брали кусок раскаленного железа и давали испытуемому дотронуться до него. Из-за этого обычая бога Тюра называли там (в районе Ольденбурга) "Prove" (или "Рrono"), что означает "проба, испытание".

В Англосаксонской рунной песни руна Тивас описывается как ориентир, по которому мореходы ночью определяли север (Полярная звезда, указывающая расположение северного полюса), когда компасов еще не было. Северный полюс небесной сферы имеет культовое значение не только в германской мифологии, но также у эстов и лапландцев. Там его называют "Небесным гвоздем", у финнов - "Звездным гвоздем" или "Небесным шарниром". Считается, что Полярная звезда отмечает высшую точку небосвода, через которую проходит Мировой столп, на котором небосвод и вертится. Этот Мировой столп, именуемый также "Опорой неба", тоже имел свои символические изображения, как и германский Ирминсуль ("Вселенский столп"). Мировой столп, так же как и мифическая Мировая гора, этот "Холм Дома Севера" (герм. Niðafjoll), упираются в Полярную звезду, и там же располагалось у северян царство мертвых. Мировая гора - понятие духовное, продолжающее жить во многих сказочных образах в качестве "Стеклянной горы" (то есть прозрачной или невидимой, потусторонней горы).

Как и мировая гора, мировое древо (Мировой Ясень) тоже служит символом небесной оси. Те же представления мы находим у индийцев и персов. Но возникли они все-таки на севере, потому что на юге Полярная звезда почти не видна; мировой столп или древо, направленное от земного северного полюса к Полярной звезде, для такого наблюдателя лежало бы практически горизонтально, так что представления о вертикальном дереве или столбе у него не могло возникнуть.

У основания нижней плиты вырезано изломанное дерево, которое считают изображением Ирминсуля, хотя Г. Хесс в своих новейших исследованиях интерпретирует его как восточную финиковую пальму. Еще более древнее изображение Ирминсуля имеется на средней колонне Бременского собора (ранее 1032 г.). На рис. 25 показана реконструкция этого Ирминсуля по изображениям с барельефа на колонне и с одной картины в зале ратуши в Аахене.

Руна Тейваз (Tivaz) по Геза фон Неменьи


С Ирминсулем связано и понятие Irmingot ("бог Ирмин"), упоминаемое, к примеру, в древней Песни о Хильдебранде (там же упоминается Irmindeot - "народ Ирмина"). Однако "Ирмин" - это Херман, он же Хермод, бог-воитель, то есть бог войны Тиус.

Прообраз этой руны представляет собой, по мнению Л. Грубера, стилизованное изображение лица бога Тиуса.


изображение руны Тивас на чаше-"воронке" из Хальберштадта (2000-1600 до н.э.) и на урне-"лице" из Виттенберг-Нейбурга, VI или VII век до н.э.

Полярная звезда, эта единственная неподвижная точка небосвода, как нельзя лучше подходит для выработки точного, но в то же время и вариабельного образа бога небес. Вот почему в эпоху язычества молились не лицом к востоку, а лицом к северу. И даже зодиак, вращающийся вокруг этой точки и именуемый по-немецки "Tierkreis", есть не что иное как "Tyrkreis", Круг бога Тюра. Известно же, что в зодиаке представлены не только животные, символизирующие богов, но и сами боги.

В древней Сирии это имя было дано звезде Сириус, называвшейся "Тистарат". В Германии Сириус уже в средневековье назывался по его видимой красной окраске "Костром Локи", как о том сообщает Григорий Турский в одной из недавно открытых учеными его рукописей.

Один использует эту руну, чтобы заставить говорить повешенного. Ведь руна Тивас символизирует силу Марса, активность, волю, способность оживлять, - значит, она может оживить и мертвого. Сила бога войны, его живость и активность нужны каждому воину, желающему победить в битве.

Как и в Рунной песни Одина, у Саксона Грамматика (Деяния датчан, I) описывается магический ритуал с руной Тивас:
"Сопровождаемая им (Хадингом), отправилась она (Хартгрепа) в задуманную поездку, и в дороге, ища ночлега, вошла в один дом, где как раз совершался обряд прощания с умершим хозяином его. Пожелав узнать при помощи колдовства волю богов, она выре-зала на палочке рунические заклятия и велела Хадингу положить ее на язык умершему, чем принудила того спеть ей песню, ужасную на слух, слова же ее были следующие..."
На одном брактеате из южной Швеции, найденном во рту умершего, имелась надпись (латинскими буквами): SIVSVSVIS, зашифрованная формула "sisu" (заклинание для мертвецов).

Таким образом, руна Тивас означает победу, почести, бога Тюра и богов (tivas), в эзотерическом же смысле - деятельность, активность. Понятие "Тyr" у скальдов часто означает и другие божества.

Аллитерационные понятия: Tius, Тyr, tapfer, Taten, tuchtig, tollkuhn, toben, treiben, trachten, toll, tolen, Thing.
Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Тейваз (Teiwaz) Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера

Руна Тейваз (Teiwaz) Фрейя Асвинн. Мистерии и магия..

Германское название: Тейваз (Teiwaz) Англосаксонское название: Тюр (Tyr) Древнескандинавское название: Тюр (Tyr) Фонетическое соответствие: Т (T) Традиционное значение: бог Тюр. Тейваз – первая руна третьего этта, названного в ее честь эттом Тюра. "Тейваз" – древнейшее известное нам имя бога Тюра, бытовавшее в тот же период, что и "Воденаз" и "Турисаз" – варианты имен Водана и Тура. По форме руна Тейваз напоминает копье. Кроме того, она похожа на традиционный астрологический символ планеты Марс, которую отождествляют с одноименным римским богом войны....

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Fehu по Геза фон Неменьи

Руна Fehu по Геза фон Неменьи..

Согласно всем рунным песням, эта руна означает скот, а тем самым также богатство, деньги, золото и имущество. До наших дней в английском языке сохранилось слово "fee", означающее "взнос, плату". Богатство, конечно, могло сделаться причиной ссоры, как о том говорится в рунных песнях, однако оно же и помогало уладить конфликт или справиться с нуждой, как сказано в эддической песне Одина, ибо многие споры улаживались с помощью денег. В нордическом алфавите эта руна связывается также с богом Ингви-Фрейром. В Младшей Эдде Фрейр выступает как "arguð og fegjafi", что значит "бог урожая и податель fe (т.е. денег)", тем более, что его собственная руна, Ингвас, к тому времени уже выпала из алфавита. Да и имя его начинается с той же буквы, что имя руны: "f". До индогерманского передвижения согласных эта руна, возможно, называлась "*vayu" и обозначала бога ветра (инд. "vata"), божественное дыхание жизни, нисходящее с небес на землю. Бог ветра же есть не кто иной, как Один-Водан, то есть первая руна оказывается посвящена богу-отцу. Повернутая на 90 градусов, она становится похожа на птицу или крыло как сим-вол ветра, то есть, возможно, и на ворона (см. рис.). Впрочем, в ней можно увидеть и стилизованное изображение дерева (например, ясеня), гнущегося под ветром, которое час-то встречается в шведских наскальных рисунках (см. рис.). Да и древневерхненемецкое "fereheih" тоже означало "дерево". Языковеды возводят немецкое слово "Vieh" (скот) к индогерманскому "*peku" (мелкий рогатый скот, шерстонос, баран) и "*реk" (выщипывать, трепать шерсть или волосы), переносное же значение, "деньги" (лат. pecunia), возникло лишь позже, когда владение скотом начали приравнивать к богатству. От того же корня происходят германские "feum" и "feudum" (феод, ленное владение) и "feudal" (богатый)....

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Хагалаз по Антон Платов.

Руна Хагалаз по Антон Платов...

Руна разрушения. Связана с природными силами деструкции, разрушения, расторжения, разрыва, с энергиями стихий. При массовых бедствиях, как и при наводнениях, землетрясениях, извержениях вулканов, происходят резкие и значительные всплески энергии, аналогичной энергии этой руны. Следует, однако, помнить, что и разрушение может быть элементом прогресса. Мантические значения Разрушение. Имеет смысл понять, а еще лучше - ощутить, что в вашу жизнь вошло нечто стихийное. Ожидайте чего угодно - неприятностей, неожиданных событий, крушения планов и т.д. События - вне вашего контроля, и сила, ведущая их, весьма могущественна. Однако знак говорит не только о разрушении, но и об изменении - и вас самих, и ситуации, о появлении чего-то нового и освобождении от старого. ......

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Algiz по Геза фон Неменьи

Руна Algiz по Геза фон Неменьи..

Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера Эта руна тоже имеется только в старшем футарке. В футорхе она представлена лишь как производная от руны "yr". Принадлежавшее ей древнее звучание "z" (собственно, звонкое "з") перешло к руне "s", а сам древний звук "z" трансформировался в особый конечный "R" (в транскрипции обозначаемый заглавным R). Таким образом, руна "z" перешла сначала в "R", а в младшем футарке - в руну Юр. В англосаксонском ареале эту руну использовали и для обозначения звука "х" (кс). Имя руны, Альгис, означает "лоси"; судя по форме слова, это множественное число. Лось, как известно, это один из видов оленя (cervus alcit); поэтому она обозначает и оленя. Впрочем, в Англосаксонской рунной песни упоминается не лось, а "лосиная трава" (осока, тростник, камыш); к 800 году лоси в Англии, по-видимому, вымерли окончательно. Лосиная трава по форме похожа на геральдическую лилию, отсюда и форма значка руны. На рис. 24 показан возможный прообраз руны, изображение оленя на одном наскальном рисунке в Альпах (Чимберго, Валь Камоника), справа - рисунок из Швеции, обнаруженный возле Рюланда, округ Танум, эпоха бронзы (или старше). Древняя руна Перто также изображена здесь в виде повозки, а рядом с ней - боги-близнецы Видар и Вали; значок руны тоже напоминает о них» Хельмут Арнтц считал эту руну изображением поднятых рук, означающих "оборону". Рис 24. Слева: наскальный рисунок в Альпах; справа: рисунок из Швеции. Олень или лось - солнечный символ, и в этом значении он упоминается в Песни о Соль, 55: 55 Солнечного оленя я видел, с юга идущего, За узду вели его двое; Копыта его упирались в поле, Рога - в небеса. "Двое" - это боги-близнецы, "Альки" (= Защитники), о культе которых сообщает Тацит в "Германии": "У Наганарвалов показывается роща, имеющая древнее религиозное значение. Ею заведует жрец в женском одеянии, но о богах говорят, что они, по римскому толкованию, означают Кастора и Поллука. Такова сущность этих божеств; называются же они Альки. Никаких идолов, никакого следа иностранного культа, но почитаются они однако как братья, как юноши". Имена "Альгис" и "Альки" (Защитники) в языковом плане тождественны; их называют также Диоскурами (сыновьями Зевса), Речь здесь идет о богах Видаре и Вали, которые будут жить и действовать после Сумерек богов. Они отомстят за смерть Бальдра и Одина, почему их и считают новыми воплощениями обоих. В праздник Середины зимы их почитают как обновителей священного огня, который потом все участники праздника разносят по своим домам. При этом двое братьев или юношей с теми же именами добывают культовый огонь вращением палочки. У вендов этих богов-близнецов называют также "Хольсы" (Ноlcz, Holczy, Altschis, Alzes) - именем, также производным от "Альков". Там их считают покровителями семейного очага, и их...

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Иса по Геза фон Неменьи. Священные руны.

Руна Иса по Геза фон Неменьи. Священные руны...

Здесь все рунные песни самых разных эпох и народов тоже сходятся во мнении. Руна Исас означает лед, особенно лед в водоемах. В песнях говорится также о построенных морозом мостах или дорогах. В Исландской рунной песни это - опасность, грозящая "трусам"; правда, под этим подразумеваются не боязливые, а обреченные люди, чей смертный час уже близок. Ибо тот, чей смертный час вот-вот пробьет, не должен ходить по льду, чтобы не провалиться. Один использует эту руну для успокоения бурного моря: он просто замораживает его, так что оно становится ровным и спокойным. Наряду с Хаглой, Торном и Наудис эта руна считается одной из самых страшных, так как указывает на надвигающуюся опасность (которая, впрочем, может и пройти стороной). ......

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Иса по Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера

Руна Иса по Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера..

Традиционное значение: лед. Иса – третья руна второго этта. Как и первые две руны этого этта, Иса связана с одной из стихий – со стихией льда. Иса – это замерзшая вода, вода в самом плотном ее состоянии. Вода подвижна, а лед тверд и статичен. Таким образом, Иса воплощает собой принцип сохранения и противостояния переменам. Как противовес развитию, замедляющий перемены, она эквивалентна оккультному "защитному кругу". Иса – это необходимая противодействующая сила, без сдерживающего влияния которой эволюция вышла бы из предначертанных ей рамок и вылилась бы в неконтролируемое, хаотичное разрастание, подобное раковой опухоли. Лед враждебен всему живому, и не случайно древние скандинавы воспринимали его как вызов, требующий полного напряжения сил. В результате они не только преуспели в борьбе за выживание в неблагоприятных условиях, но и обогнали в развитии многие другие народы, превратившись в стойкое и выносливое племя воинов. Однако побочным следствием этого явилось пренебрежение духовными ценностями, из-за которого затормозилось развитие местной духовной культуры. В итоге народы Севера приняли христианство – чуждую им религию Средиземноморья. В сущности, они поступили так, потому что у них не было выбора, – а в результате мы вынуждены теперь довольствоваться лишь жалкими остатками того, что некогда было многообещающей национальной традицией. ......

Комментарии (0)