Убывающая луна, 26 лунный день
ГОРОСКОП НА

Руна Тейваз (Tivaz) по Геза фон Неменьи

Руна Тейваз (Tivaz) по Геза фон Неменьи
Руна Тивас - это руна древнего верховного бога, позже бога войны Тюра (Тиуса, Зиу). Так же, как у различных германских племен было по два вождя, один - для военных походов вне страны, другой - для управления самой страной (например, Хенгист и Хорса у сак-сов), так и в германской мифологии в определенных сферах, например, в кругу богов (см. гл. 10), тоже существовал феномен двух королей, Одина и Тюра. Первоначально Тюр был богом небес. Когда он потерял правую руку, необходимую для клятвы, то больше не мог быть верховным богом; его место занял Один. Так, по крайней мере, считают мифологи, опираясь на кельтский миф о боге-меченосце Нуаду, одном из высших ирландских богов из Племени богини Дану. Правитель Тары, король королей, он участвовал в битве при Маг Туред, где ему отрубили правую руку. По этой причине ему пришлось сложить с себя высокий сан и передать его Брессу. Ибо управлять Ирландией мог лишь король, здоровый телом и духом.

Имя руны происходит от индогерманского "*deiwoz" - "сияние, блеск, почести" и связано с именем индийского бога небес: "Дьяус", родственным греческим "Зевс" и "Theos", латинским "Deus" и (Z)iu-Pitar" (= Jupiter). У немцев этот бог назывался Tius, Tiu, Ziu, Teus, Teut(ates), откуда пошло название "Deutschland" и понятие "Diot" - "народ". В Скандинавии, где Германию называют "Tyskland", этого бога зовут "Туr". Древненордическое "tivar" также означает "боги"; родственным ему являются такие понятия, как Дисы ("духи", древненордич. disir) или дэвы.

В Исландской рунной песни Тюр назван "стражем храмов, потому что он повелевает тингом. На посвященном ему алтаре, сохранившемся у стены Адриана неподалеку от Хьюзстедса, в Англии, и покроенного, по всей вероятности, фризскими легионерами римского войска ок. 150 г. н.э., имеется надпись: "DEO MARTI THINGSO ЕТ DVABUS ALAISIAGIS ВЕDЕ ET FIMMLENE ET N(VMINI) AVC(VSTI) GERM(ANI) CIVES TVIHANTI V.S.L.M." - "Марсу Тинга и обоим Алайсиагиям (др.-греч. "Всеславным"), Бэду (от др.-фризс. bodþing, "земельный тинг") и Фиммилю (от др.-фризс. fimelþing, "выездной тинг")... и т.д.

Бог войны назван здесь богом тинга, и от его имени или, если хотите, от слова "тинг" происходит название дня недели - "вторник", нем. Dienstag, ср.-н.-нем. dingesdach, ср.-н.-нидерл. Dingsdach то есть "день тинга".

Гельмольд Босауский в своей "Хронике" описывает функции, возлагаемые на Тюра при вынесении божественных приговоров. Каждый вторник (!) вся община во главе с королем и жрецом собирается в священной роще, чтобы вершить суд. Для вынесения божественного приговора брали кусок раскаленного железа и давали испытуемому дотронуться до него. Из-за этого обычая бога Тюра называли там (в районе Ольденбурга) "Prove" (или "Рrono"), что означает "проба, испытание".

В Англосаксонской рунной песни руна Тивас описывается как ориентир, по которому мореходы ночью определяли север (Полярная звезда, указывающая расположение северного полюса), когда компасов еще не было. Северный полюс небесной сферы имеет культовое значение не только в германской мифологии, но также у эстов и лапландцев. Там его называют "Небесным гвоздем", у финнов - "Звездным гвоздем" или "Небесным шарниром". Считается, что Полярная звезда отмечает высшую точку небосвода, через которую проходит Мировой столп, на котором небосвод и вертится. Этот Мировой столп, именуемый также "Опорой неба", тоже имел свои символические изображения, как и германский Ирминсуль ("Вселенский столп"). Мировой столп, так же как и мифическая Мировая гора, этот "Холм Дома Севера" (герм. Niðafjoll), упираются в Полярную звезду, и там же располагалось у северян царство мертвых. Мировая гора - понятие духовное, продолжающее жить во многих сказочных образах в качестве "Стеклянной горы" (то есть прозрачной или невидимой, потусторонней горы).

Как и мировая гора, мировое древо (Мировой Ясень) тоже служит символом небесной оси. Те же представления мы находим у индийцев и персов. Но возникли они все-таки на севере, потому что на юге Полярная звезда почти не видна; мировой столп или древо, направленное от земного северного полюса к Полярной звезде, для такого наблюдателя лежало бы практически горизонтально, так что представления о вертикальном дереве или столбе у него не могло возникнуть.

У основания нижней плиты вырезано изломанное дерево, которое считают изображением Ирминсуля, хотя Г. Хесс в своих новейших исследованиях интерпретирует его как восточную финиковую пальму. Еще более древнее изображение Ирминсуля имеется на средней колонне Бременского собора (ранее 1032 г.). На рис. 25 показана реконструкция этого Ирминсуля по изображениям с барельефа на колонне и с одной картины в зале ратуши в Аахене.

Руна Тейваз (Tivaz) по Геза фон Неменьи


С Ирминсулем связано и понятие Irmingot ("бог Ирмин"), упоминаемое, к примеру, в древней Песни о Хильдебранде (там же упоминается Irmindeot - "народ Ирмина"). Однако "Ирмин" - это Херман, он же Хермод, бог-воитель, то есть бог войны Тиус.

Прообраз этой руны представляет собой, по мнению Л. Грубера, стилизованное изображение лица бога Тиуса.


изображение руны Тивас на чаше-"воронке" из Хальберштадта (2000-1600 до н.э.) и на урне-"лице" из Виттенберг-Нейбурга, VI или VII век до н.э.

Полярная звезда, эта единственная неподвижная точка небосвода, как нельзя лучше подходит для выработки точного, но в то же время и вариабельного образа бога небес. Вот почему в эпоху язычества молились не лицом к востоку, а лицом к северу. И даже зодиак, вращающийся вокруг этой точки и именуемый по-немецки "Tierkreis", есть не что иное как "Tyrkreis", Круг бога Тюра. Известно же, что в зодиаке представлены не только животные, символизирующие богов, но и сами боги.

В древней Сирии это имя было дано звезде Сириус, называвшейся "Тистарат". В Германии Сириус уже в средневековье назывался по его видимой красной окраске "Костром Локи", как о том сообщает Григорий Турский в одной из недавно открытых учеными его рукописей.

Один использует эту руну, чтобы заставить говорить повешенного. Ведь руна Тивас символизирует силу Марса, активность, волю, способность оживлять, - значит, она может оживить и мертвого. Сила бога войны, его живость и активность нужны каждому воину, желающему победить в битве.

Как и в Рунной песни Одина, у Саксона Грамматика (Деяния датчан, I) описывается магический ритуал с руной Тивас:
"Сопровождаемая им (Хадингом), отправилась она (Хартгрепа) в задуманную поездку, и в дороге, ища ночлега, вошла в один дом, где как раз совершался обряд прощания с умершим хозяином его. Пожелав узнать при помощи колдовства волю богов, она выре-зала на палочке рунические заклятия и велела Хадингу положить ее на язык умершему, чем принудила того спеть ей песню, ужасную на слух, слова же ее были следующие..."
На одном брактеате из южной Швеции, найденном во рту умершего, имелась надпись (латинскими буквами): SIVSVSVIS, зашифрованная формула "sisu" (заклинание для мертвецов).

Таким образом, руна Тивас означает победу, почести, бога Тюра и богов (tivas), в эзотерическом же смысле - деятельность, активность. Понятие "Тyr" у скальдов часто означает и другие божества.

Аллитерационные понятия: Tius, Тyr, tapfer, Taten, tuchtig, tollkuhn, toben, treiben, trachten, toll, tolen, Thing.
Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Berkana по Геза фон Неменьи

Руна Berkana по Геза фон Неменьи..

Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера Эта руна вполне однозначно соответствует в песнях березовой ветви или самой березе. Само слово происходит от индогерманского "*bher(a)g" - "сверкать, светить(ся)" и "*bharg(as)" - "сияние, блеск" (готск. "bairt-s" - "блестеть, светить"). Имеется древнее родство с индогерманскими корнями, означающими "гору" (индо-герм. "*bheregh" - "высокий, возвышенный", тж. "крепость" как укрепление на горе) и "рождать" (индогерм. "*bher(e)" - "подниматься, шевелиться, двигаться", позднее: "носить, приносить, извлекать, доставать, производить, рожать"). В какой мере наши предки соотносили с руной все эти понятия, сказать трудно....

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Algiz по Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера

Руна Algiz по Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера..

Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера Эта руна известна в двух формах – прямой и перевернутой. В общегерманском и англосаксонском футарках она употребляется только в прямом положении. Однако в большинстве скандинавских футарков она фигурирует в обеих разновидностях, причем в прямой имеет фонетическое соответствие "М" и называется "Маннар" (MannaR), то есть оказывается тождественной руне Манназ. В перевернутая же форме в скандинавских рунических рядах она обозначает звук, средний между r и z, придавая слову оттенок магического звучания. Например, исландское слово AsgardR записывалось рядом рун Ансуз, Совуло, Гебо, Ансуз, Дагаз и Альгиз, причем Альгиз изображалась перевернутой и немного более крупной, чем остальные руны. Возможно, это делалось для того, чтобы отличить обычную "буквенную" руну от руны магического звука. Основное значение руны Альгиз – защита. Напоминая по форме раскрытую ладонь с расставленными пальцами, она ассоциируется с рукой Тюра, которой тот пожертвовал, чтобы асы смогли связать волка Фенрира. Древнегерманское слово alhs означает "храм" или "святилище". Так как именно в alhs хранили все магические аксессуары и ритуальная утварь, эти сакральные места наверняка старались защитить как можно надежней. Согласно Тациту, германцы поклонялись божественным близнецам, носившим имя "Альцис" (Alcis). Хотя прояснить характер этих близнецов и отождествить их с какими-либо божествами, известными из других источников, до сих пор не удалось, выдвигалась гипотеза, что это – некий северный эквивалент Кастора и Поллукса. Другие авторы отождествляют близнецов-Альцис с Бальдром и Хедом. Но по моему мнению, эти близнецы должны быть братом и сестрой, так как Альгиз имеет мужскую и женскую формы. Бытующая среди рунических мастеров убежденность, что Альцис – это братья-близнецы, может объясняться попросту тем, что большинство серьезных исследователей рун – мужчины. Они упустили из виду возможность, что эти близнецы могут оказаться Фрейром и Фрейей. Не исключен, впрочем, и другой вариант: поскольку эта руна – один из древнейших известных нам рунических знаков, она может олицетворять неких первозданных супругов-близнецов, породивших всех прочих богов и богинь. Фигурируют в германских мифах и другие близнечные пары: Ньерд и Нертус, Зиу и Зиса. Тот факт, что в скандинавском футарке прямая Альгиз носит название "Маннар", наводит на мысль, что в своем прямом положении руна Альгиз связана с мужским началом и олицетворяет устремленность сознания вверх. Символом этого служат верхние ветви Иггдрасиля, простирающиеся высоко над землей и тянущиеся к небу. В перевернутом же положении Альгиз соотносится с корнями Иггдрасиля, уходящими под землю, в царство мертвых. В оккультной традиции недра земли связываются с женским началом. Верхние ветви мирового древа символизируют светлые миры – Ванахейм, Асгард и мир светлых альвов. Нижние ветви ведут в нижние миры – Етунхейм, Хель и Свартальвхейм (мир...

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Хагалаз по Сергей Батюшков.

Руна Хагалаз по Сергей Батюшков...

Амулетные значения Неконтролируемая энергия, разрушение. Отбор силы и её ограничение. Форма семени. Руна перерождения и эволюции. Но эволюции медленной и верной, заключённой в фиксированные рамки. Падая, град ломает побеги и уничтожает посевы. Но при потеплении град превращается в животворящую воду. Она питает новые побеги, и, таким образом, помогает им быстрее и мощнее вырасти. Характер фиксации Хагалац способствует безопасности развития и перерождения. Энергия этой руны предотвращает проникновение негативных энергий в зону своего, а, заодно, и вашего пространства. Руна выстраивает хорошую защиту, разрушающую активное нападение. Прекрасное средство для наказания виновника, сующего вам палки в колёса. Особенно в сочетании с рунами Исса или Ингуз. Одна из немногих рун, которую для разрушающих воздействий не надо переворачивать. Хотя и можно. Использование: Разрушающая нападение защита. При необходимости - удача, но долгий и тернистый путь к ней. Содействие получению хорошего результата, но в строгих рамках. Наказание обидчика. ......

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Berkana по Антон Платов. Практический курс рунического искусства

Руна Berkana по Антон Платов. Практический курс..

Антон Платов. Практический курс рунического искусства Руна роста. Сохранившееся имя, являющееся реликтом древнего германо-славянского праязыка, прекрасно характеризует руну на ассоциативном уровне. Рост, символизируемый ею, может быть и чисто физическим, и духовным. Это руна плодородного движения, выводящего к расцвету и созреванию. Руна ассоциируется одновременно со старшими и младшими богинями нордической Традиции. Некоторыми авторами руна Беркана связывается также с реинкарнациями (перерождениями) человека. Мантические значения Рост. Прямое положение Появление этого знака свидетельствует о наступлении периода роста (какого бы то ни было). Знак говорит о хорошем самочувствии, как физическом, так и эмоциональном. Но помните, что ваш рост многого требует от вас, и прежде всего - глубокого ясного взгляда на происходящее и сознательного и осторожного очищения тех связанных с этим ростом областей, которые по каким-то причинам оказались затемнены. Кроме того, сейчас особенно необходимо, чтобы все, делаемое вами, делалось тщательно - это и есть совет этого знака....

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Хагалаз по Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера

Руна Хагалаз по Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера..

Традиционное значение: град. Перед нами первая руна второго этта – этта Хагалаз, получившего свое имя по названию стихии, в отличие от остальных двух, которые названы в честь богов (первый – в честь Фрейи и Фрейра, а третий – по имени Тюра). Некоторые мастера рун пытались распространить этот принцип и на второй этт, соотнося его либо с Одином, либо с Тором. Я же попытаюсь доказать, что большая часть рун этого этта связана с богинями – прежде всего, с норнами. Как уже говорилось, первый этт посвящен упорядочению хаоса и утверждению космического миропорядка. А теперь, рассматривая руны второго этта, мы познакомимся с враждебными силами, которые стремятся разрушить этот порядок и тем самым порождают перемены, необходимые для жизни и развития. Даже на самом поверхностном уровне очевидно, что Хагалаз – опасная руна. Ее значение – "град" (англ. hail), а град состоит из замерзшей воды и воздуха, и хотя он не так тверд и плотен, как лед, всем известно, какой вред он может нанести урожаю. Это – разрушительная сила природы. ......

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Наутиз по Кеннет Медоуз. Магия рун

Руна Наутиз по Кеннет Медоуз. Магия рун..

С N-руной, НИИД появляются сущности, сплетающие Сеть Вселенной, прядущие нить человеческой жизни. Эти сущности в мифологии были представлены тремя богинями или Норнами: Урд (то-что-есть), Верданди (то-что-становится) и Скальд (то-что-должно-быть). Норны обычно определяются как Прошлое, Настоящее и Будущее, но следует принимать во внимание, что такое деление времени является исторической концепцией западной культуры, возникшей под греко-римским влиянием. Шаманы древности имели совершенно иное представление о времени; они рассматривали его как тесно переплетенное единство, вечно меняющееся Сейчас, текущее от того, что было, к тому, что обретает бытие. В таком понимании все, когда-либо происходившее, до сих пор активно и воздействует на настоящее, в котором формируется будущее. Уставное начертание N-руны похоже на две палочки, сложенные для добывания огня. Оно обозначает силу трения и потребность в сопротивлении, присущую энергии этой руны. НИИД, N-руна — ВРАЩАТЕЛЬ ВРЕМЕНИ Необходимость. Потребность. Ограничение. Принуждение. Осторожность. Споры. Парадоксы. С N-руной НИИД в процессе Творения появляются норны, приносящие с собой реальность времени. Норны — это силы, прядущие нить Вюрда на различных уровнях бытия и определяющие всеобщую судьбу. Время как взаимосвязанное единство можно уподобить нити, сплетенной из множества волокон. Все, что когда-либо происходило, формирует постоянно меняющееся Настоящее, а узоры Настоящего через наши мысли и действия определяют грядущее. Сущность прошедшего не исчезает навсегда, но формирует активную часть того, что мы называем "здесь и сейчас", в котором зарождается Будущее. ......

Комментарии (0)