Растущая луна, 8 лунный день
ГОРОСКОП НА

Руна Algiz по Геза фон Неменьи

Руна Algiz по Геза фон Неменьи
Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера


Эта руна тоже имеется только в старшем футарке. В футорхе она представлена лишь как производная от руны "yr". Принадлежавшее ей древнее звучание "z" (собственно, звонкое "з") перешло к руне "s", а сам древний звук "z" трансформировался в особый конечный "R" (в транскрипции обозначаемый заглавным R). Таким образом, руна "z" перешла сначала в "R", а в младшем футарке - в руну Юр. В англосаксонском ареале эту руну использовали и для обозначения звука "х" (кс).

Имя руны, Альгис, означает "лоси"; судя по форме слова, это множественное число. Лось, как известно, это один из видов оленя (cervus alcit); поэтому она обозначает и оленя. Впрочем, в Англосаксонской рунной песни упоминается не лось, а "лосиная трава" (осока, тростник, камыш); к 800 году лоси в Англии, по-видимому, вымерли окончательно. Лосиная трава по форме похожа на геральдическую лилию, отсюда и форма значка руны.

На рис. 24 показан возможный прообраз руны, изображение оленя на одном наскальном рисунке в Альпах (Чимберго, Валь Камоника), справа - рисунок из Швеции, обнаруженный возле Рюланда, округ Танум, эпоха бронзы (или старше). Древняя руна Перто также изображена здесь в виде повозки, а рядом с ней - боги-близнецы Видар и Вали; значок руны тоже напоминает о них» Хельмут Арнтц считал эту руну изображением поднятых рук, означающих "оборону".

Руна Algiz по Геза фон Неменьи
Рис 24. Слева: наскальный рисунок в Альпах; справа: рисунок из Швеции.


Олень или лось - солнечный символ, и в этом значении он упоминается в Песни о Соль, 55:
55 Солнечного оленя я видел, с юга идущего,
За узду вели его двое;
Копыта его упирались в поле,
Рога - в небеса.

"Двое" - это боги-близнецы, "Альки" (= Защитники), о культе которых сообщает Тацит в "Германии":
"У Наганарвалов показывается роща, имеющая древнее религиозное значение. Ею заведует жрец в женском одеянии, но о богах говорят, что они, по римскому толкованию, означают Кастора и Поллука. Такова сущность этих божеств; называются же они Альки. Никаких идолов, никакого следа иностранного культа, но почитаются они однако как братья, как юноши".
Имена "Альгис" и "Альки" (Защитники) в языковом плане тождественны; их называют также Диоскурами (сыновьями Зевса), Речь здесь идет о богах Видаре и Вали, которые будут жить и действовать после Сумерек богов. Они отомстят за смерть Бальдра и Одина, почему их и считают новыми воплощениями обоих. В праздник Середины зимы их почитают как обновителей священного огня, который потом все участники праздника разносят по своим домам. При этом двое братьев или юношей с теми же именами добывают культовый огонь вращением палочки. У вендов этих богов-близнецов называют также "Хольсы" (Ноlcz, Holczy, Altschis, Alzes) - именем, также производным от "Альков". Там их считают покровителями семейного очага, и их фигурки первыми вносят в новый дом, где будут жить молодожены, чтобы освятить жилище. Перед этим невеста прощается в отцовском доме с постелью, животными и очагом, говоря: "О hue, moi myli swentij ponike!" ("О мой священный огонь!")".

Богов-близнецов изображают в виде обнаженных мальчиков с поднятыми руками, одного - с голубем и голубицей на голове, другого - с кольцом в руке. У вендов в Польше Альки считались также посланниками верховных богов.

Готск. "alhs" означает "святилище, святыня", и именно в связи с новым святилищем (или жилищем, см. выше) боги-близнецы упоминаются в Эдде (Речи Вафтруднира, 51):
51 Будут Видар и Вали храмы хранить,
Буде Сурта пламя погаснет.

Итак, эти боги будут охранять новую святыню богов, вот почему на празднике Середины зимы именно они зажигают новый культовый огонь. Праздник происходит как бы уже после Сумерек богов, которые, согласно мифу, должны произойти в ноябре-декабре. Новый мир начинается после дня зимнего солнцестояния. Имена богов, Видар и Вали, означают "Повсюду Владетельный" и "Побеждающий", причем "Val" означает также и смерть, а не только битву или смерть в бою. В природном мифе они олицетворяют утреннюю и вечернюю зарю, восходящее и заходящее солнце. У кельтов эта (англосаксонская) руна носит имя "Эолх" - восходящее, всепобеждающее и всеохраняющее солнце. В нордическом календаре эта руна приводится под именем "Твимадр" (= двое мужчин), то есть все тех же богов-близнецов.

Индо герма некое понятие "*elen" означает "олень", однако уже в эпоху бронзы (эта руна встречается, например, в наскальных рисунках Экенберга, восток Готланда) этот знак ставился в честь богов-близнецов. В индийских (асвини) и латвийских мифах они считаются сыновьями богов, сватающимися к богине солнца или к ее дочерям. Не удивительно, что руна солнца следует непосредственно за этой руной. Оба бога-близнеца охраняют дом и храм, отводя от них злые силы. В эддических Речах Регина, 21, Один говорит о них как о доброй примете перед битвой:
21 Вторая примета, если ты вышел,
В путь со двора собираясь, -
Увидеть двоих к поединку готовых
Воинов славных.

В мифологическом смысле эти двое олицетворяют богов-близнецов, битва - это Рагнарёк (Сумерки богов), а появление богов-близнецов означает восстановление божественной власти.

В Эдде олень связывается с богом Фрейром. Фрейра почитали и у кельтов; в одной латинской рукописи он назван Кернунном (Cernunuus, "Рогатый"), в средневековой легенде о Робин Гуде его называют Герном (Herne, "Охотник"). В Младшей Эдде, в Видении Гюльви, 38, говорится, что Фрейр убил великана Бели (= "Лающего") рогом оленя. На пещерных рисунках в южной Франции и в Испании (каменный век) изображены охотники-шаманы в рогатых масках (одна такая маска была найдена в Берлине, район Бисдорф), танцующие над убитой охотниками добычей. Таким образом охотники стремились задобрить души животных. Фрейр - бог солнечного огня, бог плодородия, нисходящего на землю. Здесь тоже просматривается связь оленя с солнцем.

Олень как символ вселенной и неба упоминается в Эдде (Вторая песнь о Хельги убийце Хундинга, 37):
37 Так возвышался Хельги меж витязей,
Как ясень гордый в зарослях терна
Или олень, росой обрызганный,
Он из зверей самый высокий,
Рога его блещут у самого неба.

Олени живут и на Мировом Ясене, всего их четыре, - они обозначают четыре основных дать! календарного года, времена года. О них сказано в Речах Гримнира:
33 И четыре оленя, рога запрокинув,
Гложут побеги:
Дайн и Двалин, Дунейр и Дуратрор.

Эти имена означают: "Умерший" и "Медлительный, или Дремлющий", "Темно- или Буроухий" и "Полусонный Бык", хотя эти переводы, конечно, условны.

В Младшей Эдде (Видение Гюльви, 39) наряду с этими четырьмя упоминается еще один олень:
"Надо еще рассказать и об олене Эйктюрнире. Он стоит на Валгалле и объедает ветви того дерева, а с рогов его каплет столько влаги, что стекает она вниз в поток Хвергельмир (Бурлящий Котел), и берут оттуда начало реки..."
Имя Эйктюрнир (Eikþyrnir) переводится как "Дубовый Шип" или "Дуборогий"; это напоминает нам о боге грозы Торе, которому посвящен дуб, хотя Фрейр тоже считается управителем дождя.

В символике оленя просматриваются и следы культа Матери-Земли, хотя в самой руне они никак не выражены. В древнейших рисунках часто встречаются изображения самки оленя (оленихи) с рогами; вероятно, первоначально тут подразумевался северный олень (см. тж. описание руны Урус), у которого рога носят и самки. Когда северные олени у нас перевелись, это значение было перенесено на обычных олених. Созвездие Кассиопеи, видимое на северном небосводе в форме буквы "W", олицетворяло в античной мифо-логии рога или трон Матери-Земли, а валькирия Брюнхильд спит на горе Хиндарфьялль ("Гора Оленихи").

Аллитерационные понятия: Elch, Aiken, Abwehr, Aufstieg, Einfluss, Anfang, Aufgang.
Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Иса по Геза фон Неменьи. Священные руны.

Руна Иса по Геза фон Неменьи. Священные руны...

Здесь все рунные песни самых разных эпох и народов тоже сходятся во мнении. Руна Исас означает лед, особенно лед в водоемах. В песнях говорится также о построенных морозом мостах или дорогах. В Исландской рунной песни это - опасность, грозящая "трусам"; правда, под этим подразумеваются не боязливые, а обреченные люди, чей смертный час уже близок. Ибо тот, чей смертный час вот-вот пробьет, не должен ходить по льду, чтобы не провалиться. Один использует эту руну для успокоения бурного моря: он просто замораживает его, так что оно становится ровным и спокойным. Наряду с Хаглой, Торном и Наудис эта руна считается одной из самых страшных, так как указывает на надвигающуюся опасность (которая, впрочем, может и пройти стороной). ......

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Algiz по Антон Платов. Практический курс рунического искусства

Руна Algiz по Антон Платов. Практический курс..

Антон Платов. Практический курс рунического искусства Руна защиты. Некоторые авторы определяют ее словом "защищенность", более точно передающим ее смысл. Это также руна покровительства богов. Руна связана с богом Хеймдаллем, Стражем Богов, хранящим Мир от вторжения темных сил. Мантические значения Защищенность. Прямое положение Перед вами - поворот. Не ступень посвящения, не обрыв падения, а именно поворот. Возможно, перед вами откроются (или уже открываются) новые перспективы, возможно - представится случай изменить жизнь или какой-то ее аспект. Но помните, что на крутых поворотах требуется осторожность, которая и станет вашей защитой; это совет знака. Важно не поддаться эмоциям и сохранить спокойствие ума и ясность взора и вовремя принять верное решение. Словами Ральфа Блюма, своевременное действие и верное поведение - это единственное, что дает истинную и абсолютно надежную защиту. Перевернутое положение То, к чему вы стремитесь в данный момент, вряд ли может быть достигнуто именно сейчас. Гибкость - совет и требование этого знака. Оставьте на время то, во что вы упираетесь сейчас, обойдите эту проблему стороной, просочитесь сквозь нее - сейчас не время для лобовой атаки. Будьте осторожны и внимательно наблюдайте за собой и окружающими вас людьми - гибкость потребуется и здесь. Магические значения Руна Защиты или, точнее, Защищенности. При любом определении, однако, необходимо отметить, что защита здесь носит характер пассивный, хотя руна и требует от защищающегося определенного количества личной силы. Применение руны Альгиз создает определенные условия, препятствующие вторжению внешних вредоносных сил - будь то чужое колдовство или падающий с крыши кирпич. В этом плане определение "руна Защищенности" действительно оказывается несколько более точным. Нередко с этой руной связывается покровительство светлых сил. Кроме того, руна Альгиз действует подобно "глазастым" камням (кошачий, тигровый глаз), усиливая в человеке способность предчувствовать опасность или чье-то нападение, а иногда и предупреждая его тем ил и иным способом....

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Иса по Антон Платов

Руна Иса по Антон Платов..

Руна льда в прямом и переносном смысле этого слова. Основное значение руны - замораживание, сковывание, застой. Однако следует помнить, что в нордической Традиции лед - это, наряду с огнем, одна из творческих стихий, единение и противостояние которых рождает к существованию весь Мир. Мантические значения Застой. Если вы просили совета, этот знак рекомендует не "биться головой о стену", проявить терпение и понять необходимость более или менее длительного ожидания, возможно - временного отхода от дел (или от того дела, по поводу которого вы задаете вопрос). Если вы анализируете ситуацию, то появление этого знака свидетельствует о наступлении периода застоя, который, впрочем, может быть и не связан с конкретными неприятностями. Ваша интеллектуальная жизнь сейчас, вероятно, не блестяща, дела - запутаны, некоторые из них даже стали казаться бессмысленными. ......

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Наутиз по Геза фон Неменьи. Священные руны.

Руна Наутиз по Геза фон Неменьи. Священные руны...

Эта руна во всех рунических песнях тоже описывается примерно одинаково. В Норманнском Азбуковнике сказано, что град влечет за собой нужду. За разрушительной Хаглой следует горькая Науд: если урожай побьет градом, людям придется голодать. В нордических рунных песнях нужда описывается как рабство и изнурительный труд. Англосаксонская рунная песнь говорит, что нужда может послужить к помощи и исцелению, если вовремя прислушаться к ее советам. Примерно то же говорит в Хавамале об этой руне и Один, применяющий ее для укрощения раздора среди героев. Когда возникает какая-то проблема, ее необходимо распознать и осознать вовремя, чтобы она не превратилась в нужду. О том, что послужило прообразом руны, нет однозначного мнения. Если ее повернуть, то в ней можно увидеть солнце, заходящее за горизонт, или срезанный колос, или сломанный посох. О колосе, безжалостно срезанном, напоминает толкование этой руны как полевой страды и поры собирать урожай. Это толкование хорошо укладывается в последовательность рун, потому что за сохранение злаков отвечает богиня Сив (Сива), жена Тора, продолжающая жить в народных преданиях и сказках под именем Зерновицы, Ржи-Роженицы и Матушки Урожайницы. Индогерманский корень имени этой руны, возможно, звучал как "*noqt" или "*noku(t)", - "ночь" (в значении "сутки). По Тациту, в сутках у германцев сначала следует ночь, а уже за ней день; дни тоже считали по ночам, а не по светлому времени суток. В Видении Гюльви (10) в Эдде Ночь (Nott) предстает в женском облике и порождает Землю (Jorð) и День (Dagr). Их же встречаем мы и в Речах Сигрдривы: 3 Славься, День (Dagr), и вы, Дня сыны, И ты, Ночь (Nott) со своею Сестрою (Nipt)! Любопытно, что здесь наряду с Ночью-Ноттой упоминается и никому не известная ее Сестра Нифт. "Нифт" происходит от индо-германского "*nepti" - "внучка, племянница, родственница женского пола". В Перечне тулов в Младшей Эдде после перечня богинь и валькирий идут следующие стихи: Норнами же зовутся те, кто нужду (nauð) вызывают: Нифт и дисы да будут названы здесь. ......

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Dagaz по Геза фон Неменьи

Руна Dagaz по Геза фон Неменьи..

Порядок двух последних рун в Англосаксонской рунной песни изменен. Там за руной Ингвас следует руна Отала, а потом уже Дагас; впрочем, и другой порядок рун в надписях старшим футарком тоже встречается. Поскольку звук "d" в скандинавских языках передается как "t" или "þ" (нем. "Ding", к примеру, превращается на севере в "þing", "Donar" именуется "þоrr" и т.д.), то со временем необходимость в этой руне отпала, и в младшем футарке ее нет. У этой руны имя тоже божественное: это Даг, бог дня как светлого времени суток. В Видении Гюльви, 10, читаем: "Их (Нaтты и Деллинга) сын Даг был красив и светел в отца. Тогда взял Альфод (Один) Нотту (Ночь) и ее сына Дага, дал им двух коней и две колесницы и отправил на небо, чтобы они на них каждые двенадцать часов объезжали вокруг земли, Нотта едет впереди, управляя конем по имени Хримфакси ("Инеегривый"), и каждым утром он увлажняет землю пеной со своих зубов. Коня, которым управляет Даг, зовут Скинфакси ("Яркогривый"), и грива его освещает воздух и землю". ......

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Algiz по Кеннет Медоуз. Магия рун

Руна Algiz по Кеннет Медоуз. Магия рун..

Кеннет Медоуз. Магия рун ОЛГИЗ — это сила притяжения, связывающая индивидуальный Дух с человеческой общностью. Она действует в земном плане и оберегает четыре аспекта, заключенные в первичном акте Творения: тело, разум, душу и Дух. Уставное начертание руны можно сравнить с Космическим Древом, чьи ветви достигают Верхнего Мира сверхсознательного бытия, а в перевернутом виде — как корни, проникающие глубоко в Нижний Мир бессознательного. Его также можно уподобить лебедю в полете. Северные шаманы считали лебедя "гонцом" между Землей и Небесами, носителем божественной мудрости. Итак, Z-руна, ОЛГИЗ, имеет отношение к соединению и защите. Очень важно, чтобы, соединяясь с нашим высшим, духовным "я", мы твердо стояли на земле, иначе возникает угроза нашему внутреннему равновесию. Мы можем быть очень религиозными и духовно развитыми людьми, но если это не находит отражения в повседневной жизни, то наша духовность и религиозность стоят очень немного. Мы просто обманываем себя. Наше потенциальное бессмертие должно выражаться через бренную оболочку. Это часть нашего жизненного предназначения. Z-руна предоставляет защиту от гордыни и духовного эгоизма. Она тесно связана с процессом, происходящим во временном промежутке между "жизнью" и "смертью". Религиозные моралисты, проводившие широкую кампанию по дискредитации рун, представляли уставное начертание ОЛГИЗ как схематическое изображение вагины, а в перевернутом виде — как символ пениса. Это позволяло им связывать Z-руну с сексуальной магией, сатанинскими оргиями и всевозможными извращениями, порожденными их воспаленным воображением. На самом деле символ ОЛГИЗ не имеет к этому отношения. Он часто высекался на надгробных камнях воинов перед датой рождения, а в перевернутом виде — после даты смерти. Это символизировало происхождение жизни от женского начала и ее окончание (как правило, насильственное) от мужской руки. Рунная сила ОЛГИЗ прочно связана с инстинктом выживания и его основными механизмами. Эта инстинктивная защита присуща всем живым существам, в том числе и человеку. Но мы обладаем и другой защитой, которая приходит от Духа в виде озарения или безмолвного знания. Это значит, что наше выживание не полностью зависит от принципа "сражайся-или-беги", но опирается также на разум и творческую мысль. В этом тоже заключается сила Z-руны. Из-за связи с инстинктом выживания ОЛГИЗ обычно ассоциируется с царством животных и теми сущностями, которых рунические шаманы называют "животными силы". Это особые поля энергии, позволяющие выполнять конкретные задачи в состоянии измененного восприятия. Они являются шаману в виде различных животных, в зависимости от задачи, которую он ставит перед собой. Об этом более подробно рассказано в моей книге "Опыт шаманизма". Мощное предохраняющее влияние ОЛГИЗ можно использовать для создания защитного экрана в форме яйца для более прочной связи с землей. Представьте себе руну как посох, на который вы можете...

Комментарии (0)