Полнолуние, 15 лунный день
ГОРОСКОП НА

Руна Хагалаз по Геза фон Неменьи. Священные руны.

Руна Хагалаз по Геза фон Неменьи. Священные руны.
Эта руна образовалась из древнего значка, изображавшего лестницу (похожую на букву "Н"), сначала приобретя ту форму, которая приводится в Англосаксонской рунной песни, а потом превратившись в крестик, обозначающий град в нордическом футарке. Знак был сокращен до вертикальной линии, перечернутой сначала двумя, а потом и одной косой (позже простой) горизонтальной линией. В позднейшую эпоху его форма вновь была приближена к понятию "град", так что получилась звездочка-снежинка.

Прообразом послужили дождь и град, падающие с небес на землю. Этот знак тоже необходимо повернуть на 90 градусов, чтобы узнать в нем руну. Первоначально у руны была не одна и даже не две косые черты, а больше. Как уже говорилось, это было изображение лестницы, в эпоху каменного века часто использовавшееся в искусстве для обозначения понятия "дождь". Слева на рисунке изображены янтарные подвески из Дании (анкило-литориновый период), справа – урна из Вальтерниенбурга, округ Йерихоу, на которой лестница-хагла украшена символом бога (крестик или v).

В той же древней форме и, судя по всему, с тем же значением эта руна изображена и на урне из Нейбрюккена, найденная в вандальском захоронении периода ок. 270 г. н.э.

Очевидно, это просьба к дождю-граду, чтобы год был плодородным (руна j), чтобы на земле (руна u) хорошо произрастали растения (руна b над ней). Лишь руна i кажется здесь не вполне уместной. Если же черточку перед ней считать не знаком начала текста, а частью самой руны, то получится руна 1 (вода). Возможно, что первоначально это была не погребальная урна, а сосуд, предназначавшийся для иных целей. Однако руны Исас и Хагла можно интерпретировать и как магическую защиту, чтобы мертвецы не возвращались; тогда Йера и Берканан-Урус могут символизировать потусторонний мир.

Град считался не только средством изгнания демонов, но и приметой хорошего урожая, как об этом говорится в Песни о Хельги сыне Хьёрварда ("Христос урожая" с нем.). Хельги спрашивает великаншу о валькириях:
27 "Слушай, Хримгерд, возмещу твое горе,
Если князю поведаешь:
Одна ли валькирия флот охраняла
Иль много их было?"
28 "Три раза девять, но светлая дева
Мчалась пред ними;
Кони дрожали, с грив их спадала
Роса на долины,
Град на леса,
Урожай обещая; претило смотреть мне!"

Имя великанши Хримгерд означает "Пояс Инея", так что она вполне может символизировать Коня Ночи, Хримфакси ("Инеегривый"), роняющего на землю росу.

В этих стихах Эдды град разрушает власть Хримгерд, великанши-зимы, то есть изгоняет демона. Только таким образом земля может вновь обрести свободу, чтобы на ней могли произрастать растения.

Руна Хагла открывает второй атт алфавита, посвященный боту дождя и грозы Тору-Донару. Во всех рунных песнях эта руна обозначает град или дождь; Один использует её, чтобы защитить дом от пожара, ибо град и дождь, разумеется, тушат огонь. "Дом" же, о котором говорит Один, есть не что иное как Гимле, неподвластный огню дворец, который уцелеет после Рагнарёка. Тор защищает его от огненных великанов, раздуваю-щих мировой пожар. Но Тор связан и со стихией воды, что очень хорошо выражено в том стихе Речей Гримнира, где Один объясняет, почему Тор не идет по огненному радужному мосту, а переходит вброд реки:
28 Кёрмт (Защищающую) и Эрмт (Копью Посвященную)
И Керлауг (Купальни) обе
Тор вброд переходит
В те дни, когда асы вершат правосудье
У ясеня Иггдрасиль;
В ту пору священные воды кипят,
Пламенеет мост асов.

Вообще Тор в мифах часто переходит вброд реки или даже моря (Песни о Гейрроде, о Хюмире и др.). Поэтому и Св. Христофор, переносящий младенца-Христа через реку (по преданию, святой был девяти локтей ростом и ходил с посохом), стал иногда замещать Тора. К святому стали обращаться за помощью и защитой в пути, как прежде обращались к Эко-Тору (Тору Дорог, от "ака" = ехать в повозке, ср. с именем финского бога-громовержца Укко). Еще одним его заместителем стал Св. Петр, который, как известно, был рыбаком. Оба праздника (Христофор 25 июля, Оковы Петра 1 августа) заместили собой древний праздник в честь Тора, День уборки льна, называвшийся также Днем града.

В Исландской рунной песни эту руну называют змеиной маятой, как бы вспоминая о змее Мидгарда, лежащем в море и окружающем все и вся, с которым Тор в мифах встречается трижды и в конце концов убивает его. В мифах о природе он символизирует воду, ниспосылаемую из облаков богом дождя. В космическом плане это - враждебная богам вселенная.

Имя Хагла или Хагалас происходит от индогермайского понятия "*kaghlos", "маленький круглый камень" или "камешек", употреблявшегося В значении "камнепад, разрушение".

Даже в наши дни понятие "побитый камнями" употребляется в переносном смысле как "разбитый" (ср. англ. stoned), а понятие "насылать град" вплоть до XVII века служило вполне официальным обвинением против злых ведьм.

В рунической магии и в надписях руна Хагла используется и в связи с несчастьем, наряду с рунами Торн и Исас - ведь Тор своим молотом усмиряет злых духов, великанов, троллей и демонов.

"han | latam ' hari | kunni' [w]e || hagal (=24)

"Пусть войско отступит, (с) болью (и) градом побитое". На другой стороне изображен бог, копьем поражающий быка. Имеются еще две Везерских кости с надписями: "lokom : her" и "ulu : hari | dede", "Взглянем сюда" и "Улль-Хари сделал (это)". Хари = прозвище Одина. С учетом рисунков эти надписи можно идентифицировать как заклинание на уничтожение врагов (римлян).

Полностью слово "град" выписано на древке копья, найденном в Крагехульских болотах на о-ве Фюн; оно относится к периоду около 530 г. (см. рис. 21). Текст, в котором много биндрун, звучит так: ek erilaz ausgisalas mu ha haite ga ga ga ginunga helija hagala wiju bi g(aiza)" - "Я эрул Асугисла (Потомка Асов), Муха имя мое. Дающие Боги, Дающие Боги, Дающие Боги. Ослепляющему градобитию (погибели) посвящаю я это копье".

В жертвенном болоте под Торсбьергом (Шлезвиг) была найдена железная бляха от щита, под которой, т.е. между бляхой и щитом, была невидимая снаружи надпись, относящаяся к III веку: aisgz h (= 6). Логически достроив надпись, исследователи получили: "ais(i)g(a)z h(agal)" - "Неистовый Град", - возможно, имя воина или оружия, в другом варианте получилось "ais(a)g(ai)z(ai)h(aila)" - "Неуязвимый для Боевого Копья". Мы с вами можем вспомнить в этой связи об обычае перед началом битвы бросать копье во вражеское войско, чтобы посвятить его богу Одину (ср. с 60). В песне Hloðsqviða (Hervarar saga ok Heiðreks konungs) тоже идет речь о таком броске:
28 Я предлагаю вам биться среди холмов Яссара,
Там, где сходятся Дильгио и Дунхейди.
Пусть Один вселит в вас страх
И направит мое копье туда, куда я пожелаю.

А в саге Eyrbyggja, гл. 44, говорится:
"Когда же отряд Снорри взобрался на холм, Стейнтор по обычаю язычников метнул копье в людей Снорри, и копье нашло жертву. Map Халльвардссон, родич Снорри, угодил под него и сразу стал негоден для битвы".

Вот еще две надписи с руной "h":
Камень, найденный под Хугленом, Зюдхердаланд, Норвегия, ок. 400 г.: "eh gudija ungandiz i h" (= 18) - "я, годи, искусный в колдовстве, насылаю лед и град.
Камешек из Кинневеда, запад Готланда, Швеция, VII в.: "siz alu h" (= 7) - "оборони от градобития".

Град также - один из символов битвы. В Младшей Эдде (Язык поэзии, 48-49) говорится: "Метательные снаряды обычно называют градом, снегопадом или дождем... Щит - это "страна оружия", а если продолжать образы (т.е. уточнять или дополнять кеннинги), то оружие называют "градом" или "дождем" этой страны".

Первичное буквальное значение этой руны "дождь, град" сменилось переносным - "разрушительным градобитием", хоть град и полезен для плодородия земли. В эзотерическом смысле она, таким образом, означает разрушение, уничтожение, крушение планов, внезапное несчастье, насилие, но в то же время она - руна Тора. Для защиты от удара молнии и от пожара ее позже стали наносить на стены дома или воспроизводить формой фахверковых балок.

О том, что в младшем футарке эта руна в силу ее сходства с монограммой Христа нередко переосмысливалась как Его знак, свидетельствует соответствующий стих Норвежской рунной песни.

Поэтому и при составлении надписей эту руну следует считать позитивной, поскольку она - символ бога-громовержца; однако если переборщить с этой силой, то вся надпись может стать слишком агрессивной, резкой, а в самых крайних случаях и оказывать разрушительное воздействие на других. Таким образом, направленность действия этой руны, позитивная и негативная, зависит только от нас.

Эзотерики часто неправильно считают эту руну "все-оберегом" (Hege-All). Действительно, первая часть ее имени, "hag-", в значении беречь, оберегать (нем. hegen) восходит к индогерманскому "*kagh" (плетень, ограда), а вторая, "-al", к индогерманскому "*alno-s" (расширенный, всеобъемлющий, целостный". Однако немецкое слово "Аll" приобрело значение "вселенная" лишь в XVII веке, а слово "Weltall" появилось лишь в XVIII в.

Упоминаемый в Первой песни о Хельги убийце Хундинга воспитатель юного витязя по имени Хагалль (''Искусный, Осторожный") к этой руне отношения не имеет.

Аллитерационные понятия: Hagel, hacken, Harm, hauen, Hader, Hass, herb, harsch, heftig, Haft, hart, Hemmung, Hammergott, Hlori?i (прозвище Тора).
Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Ansuz по Геза фон Неменьи

Руна Ansuz по Геза фон Неменьи..

Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера Прообразом руны Анзус, вероятно, опять послужила птица, хотя и летящая в обратном направлении, чем та, что связана с руной Феу (см. рис.). Ибо это уже не ворон Одина, а птица души, вылетающая из уст умирающего при последнем вздохе. Птица души часто описывается как белый голубь или бабочка; именно образ изменяющейся бабочки, которая сначала живет гусеницей и не может летать, а потом, после своеобразного смертного сна (стадия куколки), становится парящим в весеннем воздухе мотыльком, символизирует развитие души любого существа. О душе в смертный час, обозначаемой как "звезда надежды", говорится в эддической Песни о Соль, 46: 46 Надежды звезда из тела ушла В час возрождения. Ввысь вознеслась, нигде не садясь, Чтобы стать руной....

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Уруз по Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера

Руна Уруз по Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера..

Традиционное значение: тур (первобытный бык). Туры – это свирепые дикие быки, которые некогда были распространены почти по всей Европе, но к настоящему времени полностью вымерли. Энергия этой руны – жизненная сила мужского начала, бессознательный порыв к проявлению в зримой форме. Энергия Феху – активная стихия творения, огонь Муспелльсхейма, – вступает во взаимодействие с энергией Уруз – стихией первозданного льда. Так рождается жизнь. В руне Уруз заключена первобытная энергия Земли – неистребимая жажда быть, формообразующая энергия природы, которая выживает в любых условиях и вопреки всем попыткам ее уничтожить. Когда старые формы себя изживают, она перестраивается и образует новые структуры. Таким образом, энергия Уруз – это непобедимая, грубая, примитивная и невероятно мощная сила. Руна Уруз символизирует силу, выносливость, стойкость и умение приспосабливаться к изменяющимся условиям. На более высоком плане Уруз воплощает собой целительную энергию – процесс восстановления физического тела и восполнения сил. Именно эта форма энергии проявляется вдоль линий леев. Руны Феху и Уруз тесно взаимосвязаны: не случайно обе они ассоциируются с крупным рогатым скотом. Они образуют пару взаимодополняющих противоположностей и совместно творят и поддерживают все формы жизни на материальном плане. В былые времена среди континентальных германцев практиковалась особая форма инициации: чтобы доказать свою силу, молодой воин, вооруженный лишь самым простым оружием, должен был в одиночку убить тура и в доказательство победы принести домой его рога. (Рога тура высоко ценились: из них изготавливали сосуды для питья). Выследить и убить тура было непросто, и шансы на успех в такой охоте, очевидно, были невелики. ......

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Fehu по Геза фон Неменьи

Руна Fehu по Геза фон Неменьи..

Согласно всем рунным песням, эта руна означает скот, а тем самым также богатство, деньги, золото и имущество. До наших дней в английском языке сохранилось слово "fee", означающее "взнос, плату". Богатство, конечно, могло сделаться причиной ссоры, как о том говорится в рунных песнях, однако оно же и помогало уладить конфликт или справиться с нуждой, как сказано в эддической песне Одина, ибо многие споры улаживались с помощью денег. В нордическом алфавите эта руна связывается также с богом Ингви-Фрейром. В Младшей Эдде Фрейр выступает как "arguð og fegjafi", что значит "бог урожая и податель fe (т.е. денег)", тем более, что его собственная руна, Ингвас, к тому времени уже выпала из алфавита. Да и имя его начинается с той же буквы, что имя руны: "f". До индогерманского передвижения согласных эта руна, возможно, называлась "*vayu" и обозначала бога ветра (инд. "vata"), божественное дыхание жизни, нисходящее с небес на землю. Бог ветра же есть не кто иной, как Один-Водан, то есть первая руна оказывается посвящена богу-отцу. Повернутая на 90 градусов, она становится похожа на птицу или крыло как сим-вол ветра, то есть, возможно, и на ворона (см. рис.). Впрочем, в ней можно увидеть и стилизованное изображение дерева (например, ясеня), гнущегося под ветром, которое час-то встречается в шведских наскальных рисунках (см. рис.). Да и древневерхненемецкое "fereheih" тоже означало "дерево". Языковеды возводят немецкое слово "Vieh" (скот) к индогерманскому "*peku" (мелкий рогатый скот, шерстонос, баран) и "*реk" (выщипывать, трепать шерсть или волосы), переносное же значение, "деньги" (лат. pecunia), возникло лишь позже, когда владение скотом начали приравнивать к богатству. От того же корня происходят германские "feum" и "feudum" (феод, ленное владение) и "feudal" (богатый)....

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Наутиз по Кеннет Медоуз. Магия рун

Руна Наутиз по Кеннет Медоуз. Магия рун..

С N-руной, НИИД появляются сущности, сплетающие Сеть Вселенной, прядущие нить человеческой жизни. Эти сущности в мифологии были представлены тремя богинями или Норнами: Урд (то-что-есть), Верданди (то-что-становится) и Скальд (то-что-должно-быть). Норны обычно определяются как Прошлое, Настоящее и Будущее, но следует принимать во внимание, что такое деление времени является исторической концепцией западной культуры, возникшей под греко-римским влиянием. Шаманы древности имели совершенно иное представление о времени; они рассматривали его как тесно переплетенное единство, вечно меняющееся Сейчас, текущее от того, что было, к тому, что обретает бытие. В таком понимании все, когда-либо происходившее, до сих пор активно и воздействует на настоящее, в котором формируется будущее. Уставное начертание N-руны похоже на две палочки, сложенные для добывания огня. Оно обозначает силу трения и потребность в сопротивлении, присущую энергии этой руны. НИИД, N-руна — ВРАЩАТЕЛЬ ВРЕМЕНИ Необходимость. Потребность. Ограничение. Принуждение. Осторожность. Споры. Парадоксы. С N-руной НИИД в процессе Творения появляются норны, приносящие с собой реальность времени. Норны — это силы, прядущие нить Вюрда на различных уровнях бытия и определяющие всеобщую судьбу. Время как взаимосвязанное единство можно уподобить нити, сплетенной из множества волокон. Все, что когда-либо происходило, формирует постоянно меняющееся Настоящее, а узоры Настоящего через наши мысли и действия определяют грядущее. Сущность прошедшего не исчезает навсегда, но формирует активную часть того, что мы называем "здесь и сейчас", в котором зарождается Будущее. ......

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Наутиз по Сергей Батюшков

Руна Наутиз по Сергей Батюшков..

Амулетные значения Терпение, нужда, необходимость, горе, самовозрождающися огонь. Торможение. Руна пива. Имеет несколько аспектов. Они даже немного противоположны: потребность и отказ, а так же затормаживание и создание препятствий в любой ситуации. В любовной магии - желание и потребность в поиске партнёра. В медицинской практике удаётся с помощью этой руны избавить человека от потребности в алкоголе, а иногда и наркотиках. Надо только использовать подходящие сопутствующие руны и знать специфику характера пациента. Что интересно при работе с наркоманами, те перестают колоться и употреблять в другой форме сильные наркотики. Сначала эти больные переходят с тяжёлых наркотиков на лёгкие, а затем и вовсе на алкоголь. Вроде бы, тоже не очень хорошо. Но алкоголь несколько менее вреден, чем наркотики, и более терпим в нашем социальном обществе. Интересно также и то, что работа с алкоголиками по руническим техникам делает из "конченых пропойц" не "глухих отказников", боящихся даже вида рюмки, а более-менее нормальных людей. То есть, эти люди могут себе позволить выпить немного на праздник или для снятия стресса. Но, тем не менее, порок запойного алкоголизма больше не проявляется. Такой эффект связан с тем, что в древних скандинавских и германских странах алкоголь не считался большим злом. Алкогольные напитки там считались просто средством выживания в суровом климате. Учитывая влажный и холодный климат тех стран, согласитесь, такое отношение к алкоголю вполне оправдано. И потом, в те времена каждый мужчина сам отвечал за себя. За свои слова и действия. То есть, он прекрасно знал, что его никто ни жалеть, ни прощать не будет. И в пьяном бреду он обидеть кого-нибудь просто не имеет права - убьют за оскорбление. Простенько и со вкусом. А отношение к человеку, который неумеренно употребляет алкоголь, было презрительным. Каждый воин стремился, чтобы его уважали - вот и держал себя в руках. Менталитет, знаете ли, был такой. Так что и руна эта тоже очень интересная и весьма разноплановая. Использование: Преодоление нужд и невзгод путём терпения. Упорство в достижении необходимой цели. Защита путём затормаживания нападения. Любовная магия для нахождения партнёра. Для отрыва взаимоотношений "от земли". Медицинское. ......

Руны Старшего Футарка - значения рун
Руна Наутиз по Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера

Руна Наутиз по Фрейя Асвинн. Мистерии и магия Севера..

Традиционное значение: нужда. Наутиз – вторая из трех рун, связанных с норнами. Она соотносится со Скульд – повелительницей будущего. Принятая в футарке последовательность трех этих рун – Хагалаз, Наутиз и Иса – не соответствует обычной последовательности, в которой перечисляются норны, – Урд, Верданди и Скульд: вторая руна второго этта связана с третьей норной – Скульд. Слово Skuld родственно бытующему в голландском и немецком языках слову Schuld – "долг, задолженность". В традиционных скандинавских представлениях оно может обозначать виру – wergild. Wer на древнегерманском означает "человек", а gild – "деньги" и "вина"; таким образом wer-gild = "человек-вина". В совокупности эти ассоциации образуют скандинавский аналог привычного нам представления о карме. Они отражены в мифе о войне между асами и ванами, вспыхнувшей из-за того, что Один отказался выплатить ванам виру за убийство Гулльвейг. Действия, совершенные в прошлом (Хагалаз), породили обстоятельства, предопределившие будущее (Наутиз = нужда). (В голландском языке война обозначается словом oorlog, а схожее с ним слово orlog в древнескандинавском означает "судьба"). ......

Комментарии (0)